- ТЕОРИИ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
- концепции политической экономии, призванные обосновать необходимость и эффективность воздействия денежного обращения, кредита и государственных финансов на капиталистическую экономику. Среди Т.ф.р. 60-70-х гг. XX в. наибольшее распространение получили монетаристская и неокейнсианская концепции. Истоки этих теорий восходят к полемике двух школ политэкономии в первой половине XIX в. – денежной и банковской. Их предшественниками также были: кредитно-денежная теория экономических кризисов, получившая широкое распространение в середине XIX в., и государственная теория денег Г.Кнаппа, сложившаяся к началу XX в. Современная школа монетаристов, возглавляемая М.Фридменом, считает, что конъюнктура экономики зависит от количества находящихся в обращении денег. По мнению Фридмена, правильная "денежная политика может помешать самим деньгам стать главным источником экономических потрясений". Поскольку эта политика определяется центральными банками, то им, а не государству должна принадлежать функция регулирования экономики. В этом отношении современные приверженцы количественной теории денег примыкают к неоклассическому направлению политической экономии, выступающему против государственного вмешательства в экономическую жизнь, пытающемуся обосновать эффективность действия рыночного механизма саморегулирования хозяйства. Кейнсианское направление, занявшее господствующее место в политической экономии в 30-х гг. XX в., дополнило регулирование денежного обращения другими финансовыми методами воздействия на экономику, доступными только государству. Дж.М.Кейнс считал, главным орудием регулирования экономики низкий уровень процентной ставки, а также целый ряд государственных финансовых мероприятий, стимулирующих экономический рост и повышение занятости. По его мнению, низкая процентная ставка уменьшает "склонность к сбережению" и превращает рантье в предпринимателя, уровень предпринимательского дохода которого значительно превышает размер процента. Кроме того, дешевый кредит способствует росту инвестиций и тем самым экономическому росту, повышению занятости и, следовательно, увеличению совокупного спроса. Такую же роль, по мнению Кейнса, призваны сыграть общественные работы, которые уменьшают размеры безработицы и увеличивают спрос на товары производственного и индивидуального потребления. Организацию общественных работ он возлагал на государство, при этом их финансирование должно производиться из государственного бюджета даже в том случае, если оно вызывает превышение государственных расходов над доходами. Кейнс отмечал благотворное воздействие на экономику дефицитного финансирования, порождающего инфляцию, рост цен, падение реальной заработной платы и тем самым стимулирующего рост прибылей, повышение уровня деловой активности. Современные неокейнсианцы перенесли акцент в своей концепции с политики низкого процента на маневрирование государственными налогами. Общественные работы в теоретических конструкциях неокейнсианцев были заменены закупками товаров и услуг, главным образом вооружений, и субсидированием военно-промышленных монополий. Одним из важных инструментов финансового регулирования в неокейнсианской теории выступает снижение налогов на прибыли корпораций при внедрении нового оборудования, что должно способствовать обновлению основного капитала и росту инвестиций. Существенная роль в этой теории отводится системе ускоренной амортизации, означающей искусственное завышение издержек производства, занижение прибылей и тем самым уменьшение налогов. Взяв на вооружение кейнсианскую теорию дефицитного финансирования, неокейнсианцы вместе с тем несколько модифицировали ее. В неокейнсианской трактовке дефицитное финансирование и снижение налогов, включая подоходный налог, вызывающие превышение государственных расходов над доходами в периоды экономических кризисов, должны сопровождаться превышением доходов над расходами в периоды подъемов с тем, чтобы избежать инфляции и обеспечить стабильность цен.
Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997.